Найти

В церковь по пропуску. Малые Колпаны написали в Минкульт. Просят отреставрировать кирху, которая оказалась за оградой частной пиротехнической фабрики

Спасти кирху Святого Петра, 1800 года рождения: жители Малых Колпан написали заявку в Минкульт на участие в федеральной программе "Культура России".

Всей деревней составляли нужную бумагу. Писали, что лютеранская церковь сейчас за оградой завода, на службу прихожан пускают только по спискам, один раз в неделю. Анастасия Щербакова тоже выписала себе пропуск и поехала узнавать, чего коренные ингермандандцы хотят от федерального вмешательства.

Анастасия Щербакова, корреспондент:
- Из-за заводской решетки кирху видно едва. И есть один-единственный день в неделю, когда храм можно увидеть с той сторон, с территории завода – это воскресенье. Утро, время, когда в церкви идет служба.

- Здравствуйте. Мы в кирху, можно на службу?
- Да, проходите, пожалуйста!

Ну вот только так – в любой другой день, охрана бы не пустила.

Кирха в окружении цехов, - готика в объятиях советского постиндустриализма. На службу в лютеранскую Кирху собираются прихожане с малых Колпан, больших. Едут из Гатчины, и даже Волосово, а это полтора часа хода. Потомки ингерманладских финнов идут на богослужение. Идут по костям своих предков!

Кладбище вот тут вот начиналось. Вот этот корпус, он на костях построен. Моя бабушка тут похоронена, где-то шесть шагов от главного входа, но в какую сторону? Кто знает…

Химанен, Юронен, Пиккинен, Куронен – сотни фамилий, тысячи могил. Память полутора веков закатали в советский заводской асфальт. Та самая проходная, через которую пускают верующих, - в самом центре бывшего погоста. И теперь кто тут где, уже не понять.

Андрей Бурлаков, краевед:
- Как мне рассказывали сторожили, косточки кидали прямо в траншеи. И склепы, их стали спользовать, как плиты опор для цехов. Цеха стоят прямо на плитах.

Проповедь под электроорган в бывшем алтаре. Эта женщина - Герда Юронен, ей 88. Ее крестили в кирхе Святого Петра еще в 30-м! Несмотря на болезни - она приезжает на службу каждое воскресенье.. Отлично помнит, как уже после «кощунственного» асфальтирования вся деревня ходила на завод.

Герда Козлова (Юронен), прихожанка церкви Св. Петра:
- Тут станки были, стучали. Мама ходила, плакала. На коленках молились.
Для деревенских это было место молитвы, для заводчан - место работы. Пастор ведет нас туда, где когда-то шли службы, был большой орган, а потом стали делать карнизы, раскладушки и детские пистолетики.

Александр Сойту, пастор церкви Св. Петра:
- Тут была алтарная часть и 4 колонны, а вот эти перегородки построены заводом.
Когда в 91-м президент Ельцин подписал указ о передаче русской православной церкви культовых зданий, ингерманландской общине удалось тоже в суде доказать, что и они могут претендовать на возвращение кирхи. Заводу пришлось подвинуться.

Илья Павлов, заместитель директора завода «Авангард»:
- Это нам стоило 5 с половиной миллионов рублей. Это потери большие и в плане выпуска продукции, и финансов. Пришлось постараться.

Сейчас здесь делают пиротехнику и хлопушки. Уже готовится к новому году. Желание общины отреставрировать кирху за счет федерального бюджета, не комментируют. Зато сами прихожане объясняют: целевая программа «культура России», по сути, единственный шанс для развития не только церкви, но и всей ингерманландской общины.

Александр Сойту, пастор церкви Св. Петра:
- Мы хотим сделать тут межкультурный центр финнов – ингерманландцев. Этот приход был всегда главным в округе. Тут была первая народная школа, учительская семинария.

А еще приход Святого Петра попросил руководство завода разрешить отдельный вход в храм, - чтобы не через турникет. Но уже пришел четкий ответ: объект охраняемый, территория частная, поэтому такой проект невозможен.

Анастасия Щербакова, Виктор Туров и Антон Пашукевич. Ленинградское время. Малые Колпаны. Гатчинский район.

Реклама

Лента новостей