"Северный поток 2" пойдёт в Европу через Кингисеппский район

30 сентября, 20:07

Россия готовится к строительству нового газопровода "Северный поток 2". Для чего нужна новая газотранспортная магистраль через Балтийское море? Как собираются тянуть нитку газопровода через Ленинградскую область? Почему ряд экологов выступают против строительства, и какую выгоду от проекта может получить Кингисеппский район?

Алексей Спиричев - корреспондент:
- «Вот она, будущая трасса самой большой газотранспортной системы в мире. Уже помечена такими ленточками. Здесь трубопровод пересечёт границу Кургальского заказника. Она там, где начинаются деревья… И дальше четыре километра через лес до побережья Финского залива, где две нитки газопровода уже уйдут под воду». 
 

«Северный поток- 2»,  так же как и первый «Nord Stream», запущенный в 2011 году, свяжет Ленинградскую область по дну Финского залива с немецким портом Любмин в Грайфсвальде. Трасса пройдёт почти параллельно первому газопроводу – по дну Балтики. Изменится лишь точка отправления. Магистраль подведут к морю через Кургальский заказник и Нарвский залив. Трассу ещё должен утвердить Росприроднадзор. Тем временем учёные продолжают исследовать территорию, ищут решения,  как построить магистраль,  не навредив заповедным местам. 
 
Сергей Сердюков - технический директор компании Nord Stream 2 AG:
- «Мы провели очень серьёзный анализ, исследовали здесь все пути и подсчитали суммарный экологический эффект. Мы настроены на то, чтобы после строительства было лучше, чем до него, и мы это сделаем».
 
Пока Россия ждёт согласований от Швеции, Финляндии, Дании и Германии. Предполагается, газопровод пройдёт через экономические зоны этих стран. Бизнес российский и европейский давно приступил к подготовке проекта. По плану его реализация начнётся  в следующем году. 
 
Сталепрокатный завод Челябинска, цех №239. Здесь уже построили 240 километров труб для будущей магистрали. Одному из самых передовых металлургических производств мира не впервой участвовать в  глобальных газовых и нефтяных проектах, однако  таких труб здесь ещё не делали. Настоящие гиганты, - больше метра в диаметре, толщиной -  30 см. Требования к качеству - самые жёсткие. 
 
Тронд Гьедрем - специалист по качеству материалов Nord Stream 2 AG:
- «Для нас важно, чтобы трубы обладали достаточной прочностью и вязкостью, а геометрия каждой отдельной трубы соответствовала нормам. У нас в компании Nord Stream-2 выполняется тщательный контроль геометрии труб, в частности проверка овальности концов, что очень важно для обеспечения эффективности сварочных работ при стыковке труб в море. У нас проводится нечто вроде официального соревнования между тремя поставщиками трубной продукции,  и каждый месяц мы определяем, кто добился лучших показателей в плане геометрии. Это увлекательно, но достаточно серьёзно»
 
Готовые трубы по железной дороге везут в Евросоюз. Город Котка, Финляндия. Здесь  трубы одевают в защитную оболочку. Каркас из бетона, обогащённый песком и железной рудой, своего рода бронежилет.
 
Видар Абасланд - менеджер по продукции Wasco Coatings Finland:
- «Сначала мы берём трубу, обследуем её, моем, потом делаем спиральную оболочку, которую помещаем внутрь трубы, фиксируем спираль в правильное положение и, позднее, заливаем её бетоном. Это нужно для двух целей: во-первых, для того, чтобы трубопровод прочно лежал на морском дне, во-вторых, бетон защитит трубу от механических повреждений во время доставки и укладки на дно».
 
Такая оболочка утяжеляет трубу вдвое - 24 тонны вес только одной секции - что равноценно массе грузовика. За день финское предприятие производит  больше двухсот таких труб. 
 
Эркки Олли - менеджер по логистике Wasco Coatings Finland:
- «С технической точки зрения, проект демонстрирует высокий уровень развития, отвечает всем европейским стандартам,  как со стороны безопасности, так и со стороны качества. Полностью соответствует всем современным требованиям». 
 
Для «Северного потока-2»  в Котке должны обетонировать больше половины  маршрута - это почти 700 километров труб. 200 -  уже готовы к отправке.
 
Ятта Пекканен - начальник строительства Wasco Coatings Finland:
- «Мы приближаемся к пиковым показателям производственной мощности. Кроме обработки труб добавилась их транспортировка. Мы занимаемся перевозками почти каждый день. В начале прошлой недели мы начали отправлять трубы из Котки на промежуточный склад в Ханко».
 
В действительности так это будет выглядеть. Северный поток-2 практически копия своего младшего брата, Nord Stream-1. Он берет начало отсюда - из бухты Портовая в Ленобласти. Это примерно  50 километров от Выборга. 
 
Алексей Спиричев - корреспондент:
- «Тысячу двести километров из Ленинградской области через Балтийское море напрямую в Германию. Северный поток открыл Европе прямой доступ к российскому  газу. Уже сейчас по этой газотранспортной магистрали проходит треть  экспортного газа в Европу, и, по словам специалистов, в ближайшее время его значение будет только расти».
 
Глядя  на эту тихую и неприметную станцию, и не подумаешь, что здесь проходит крупнейшая  газовая магистраль.  В этом году здесь вышли на рекордные за 5 лет показатели – больше 150 миллионов кубометров газа в день. Столько, к примеру, за сутки потребляют во  Франции.
 
Евгений Мещанкин - начальник участка берегового объекта в России  Nord Stream1: 
- «Вы слышите, ветер,  птички щебечут, а газ идёт. Газопровод такой длины в первый раз создан. Уже  одно это говорит о том,  что это уникальное оборудование».
 
Сюда газ приходит напрямую с Сибирских месторождений, перед отправкой обязательный контроль качества. Газ очищают от примесей, потом сжимают и охлаждают, это нужно для транспортировки под высоким давлением.
 
Евгений Мещанкин - начальник участка берегового объекта в России  Nord Stream1:
- «Здесь сейчас давление около 182 бар. Мы  рассчитаны до давления -  221 бар. Обычный  газопровод под давлением 75 бар, за счёт такого давления мы прокачиваем 55 млрд кубометров газа на территорию Германии».
 
В этом году Россия побила рекорд по поставкам газа в Европу.  Именно в те страны,  куда  газ приходит через «Северный поток-1». Эксперты говорят, спрос будет только расти.  Добыча газа в Старом свете в ближайшее время снизится вдвое. Разрабатывать новые месторождения в Европе  при низких ценах на газ – не выгодно. Единственный выход - закупать топливо на мировом рынке. И как раз «Северный поток-2» - может гарантировать энергетическую стабильность за разумную цену. Новая трасса даст европейцам дополнительно 55 миллиардов кубометров газа в год. 
 
Дмитрий Солонников - политолог :
- «Практика показывает, что сжиженный газ сильно дороже трубопроводного газа.  Опыт, который есть по поставке газа в Прибалтику из США, говорит о том, что это неконкурентоспособное предложение,  и добиваться выхода на рынок с таким вариантом можно  только через политическое давление. Германия заинтересована в нескольких пунктах одновременно. Она, конечно же,  хотела бы быть доминирующей страной в Евросоюзе и доминирующей по целому ряду показателей, в том числе и влиять на энергоресурсы  в Евросоюзе. Поэтому  Германия всегда говорила, что политика отдельно, а бизнес отдельно. «Северный поток-2» - это чисто экономический проект, настаивает Германия». 
 
Не случайно, и на региональном уровне обоих государств, во время дней немецкой экономики в Ленинградской области «Северный поток-2» был в центре внимания. 47 регион и немецкая земля Мекленбург, Передняя Померания, в ожидании локальной  экономической выгоды - новые производства, новые рабочие места и достаточно дешевая энергетика. 
 
Александр Дрозденко - губернатор Ленинградской области:
- «Не случайно, мы обозначили сегодня тему «Северного потока-2», который вызывает большую дискуссию в Европе. Мы чётко понимаем, что, по крайней мере, у одной составляющей – экономической, действительно хорошие основания,  и это выгодно и для Ленинградской области,  и для земли Мекленбург, Передняя Померания. Другая составляющая - экологическая. Она требует дополнительного изучения,  и мы уже сегодня не раз говорили, что  наша задача обеспечить такие условия, чтобы этот проект оказал минимальное экологическое воздействие на окружающую среду и Ленинградской области,  и Балтийского моря,  и земли Мекленбург, Передняя Померания».
 
Газовая магистраль пройдёт по одной из самых депрессивных территорий Кингисеппского района. Деревня Большое Кузёмкино -  бывшая часть исторической Ингерманландии. Когда-то это был один из сельскохозяйственных центров региона, сейчас – посёлок-призрак. Закрылось племенное хозяйство, не работает школа, на улицах - пустынно. 
 
Александр Архипов - житель посёлка Большое Кузёмкино:
- «Деревня вообще заглохла. Сейчас  молока не могу купить. Или приезжие,  или все уезжают».
 
В 21 веке здесь до сих пор нет газа. Большая часть жителей обогревается по старинке - дровами. 
 
Александр Дружинин - житель посёлка Большое Кузёмкино:
- «Сейчас поедешь в лес - дров нет, палочку возьмёшь, посадят нафиг. Выпишешь дрова, тебе скажут, мы в ваши края не ездим, далеко ехать».
 
Кто может, покупает сжиженный газ на заправке в баллонах. И  ведь так живёт почти половина Кингисеппского района, десятки  деревень и посёлков. И для них решение больших геополитических сложностей, станет решением больших социальных проблем и большой надеждой.  
 
Виктор Гешеле - глава администрации МО Кингисеппский муниципальный район:
- «Мы  уже с Правительством Ленобласти создали схемы будущего газоснабжения. Мы уже начинаем это проектировать. Конечно,  Nord Stream подтолкнул нас, ну давайте далеко забегать не будем,  но лет на 5 он подтолкнул нас ближе к цивилизации. И социальные проекты, и малый средний бизнес, и инфраструктура,  дороги… Это шанс на возрождение, на то,  что люди будут возвращаться в свои дома».
 
Правда, компании Nord Stream 2 ещё предстоит доказать экологическую состоятельность проекта. Маршрут через Кургальский заказник раскритиковали некоторые экологические организации. И даже обратились с исковым заявлением в суд. 
 
Михаил Крейндлин - эксперт «Гринпис России»:
- «Строительство затрагивает три очень ценные ландшафтные  единицы. Это  болото Кадер, реликтовая Дюна,  единственная форма рельефа в Ленинградской области,  ну и Приморские леса,  которые сохранились,  - там есть редкие виды.  Непосредственно в коридоре трассы находится гнездо орлана Белохвоста, это  краснокнижная птица».
 
В компании Nord Stream-2 на все претензии отвечают - выбранная трасса оптимальна. Десятки российских и иностранных специалистов несколько лет анализировали - как проложить газопровод с минимальным ущербом для окружающей среды. Более того, компания уже заявила о готовности вложить около 30 миллионов евро в социальную сферу и экологию  Кургальского полуострова. 
 
Сергей Сердюков - технический директор компании Nord Stream 2 AG:
- «Пройти вот эту зону можно сейчас новым методом.  Это,  знаете,  такой коробок металлический,  который мы в ширину 3 метра вставим в землю,  потом из него землю заберём.  Вот такая громадная территория,  а вот такие щёки.  Да,  и самое главное, чтобы эти щёки поставить,  не надо тяжёлой техники.  А  самая новизна - это протаскивание, не будут стоять вот на всей длине  тяжёлые трубоукладчики,  а просто лебёдка вытащит сюда и сюда,  вот здесь важно понять, что,  наверное,  более щадящего метода прохождения чувствительных территорий нет».
 
Трассу будущего газопровода  уже одобрили  многие российские  учёные. Они заявляют,  противники газопровода сгущают краски. Маршрут затрагивает наименее ценную часть заказника,  и если прокладывать газопровод  будут  заявленным способом,  заказник практически не пострадает.
 
Борис Ганнибал - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории растительности степной зоны Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН:
- «Это не есть какая-то территория,  не тронутая. Труба, по моему мнению,  геоботаническому,  не затронет место обитания. Во-первых,  она пройдёт по территориям уже изменённым человеком, там много  вырубок. Эта среда сохранится, она в таком состоянии не будет критически нарушена».
 
По мнению многих учёных,  глобальную опасность заказнику несёт вовсе не газопровод, а человек, и  как решить эту проблему, пока никто не знает.
 
Алексей Спиричев – корреспондент:
- «До конца девяностых в эти места было практически не попасть из-за строго пограничного контроля,  но когда его убрали,  территорию буквально захлестнула волна отдыхающих. В итоге ценные местные песчаные дюны превратились в дороги для автомобилей и места для приготовления шашлыков. Птицы и животные стали добычей браконьеров, участились пожары, а на сгоревших участках появлялись частные застройки. В итоге за два десятилетия над заказником нависла угроза уничтожения».
 
Александр Коузов - орнитолог, научный сотрудник лаборатории экологии и охраны птиц биологического факультета СПБГУ:
- «Даже без дополнительных новых антропогенных нагрузок и угроз у заказника много проблем,  которые нужно  решать как можно быстрее. В принципе, единственным путём его спасения является организация серьёзного федерального ОПТ с хорошей охраной типа заповедника, национального парка». 
 
Проектировщики «Северного  потока-2»  уверяют, одна из задач компании  - как раз спасти заказник. И  уже  сейчас составляют целую программу восстановления территории.  До конца года российская часть проекта пройдёт государственную экологическую экспертизу. Если претензий не будет,  уже в начале 18 года в Ленобласти приступят к строительству новой ветки газопровода. Примерно в это же время в Nord Stream-2 ожидают получить зелёный свет на работы в Балтийском море. В России уверены - прагматичный подход и экономическая выгода в итоге победят, а не споткнутся о мировую политику. Один из последних аргументов в пользу проекта - итоги исследований одного из крупных немецких аналитических центров: С запуском «Северного потока-2» в 2020 году европейские потребители смогут сэкономить до 24 миллиардов евро. 
 

 

Сюжеты по теме  /

Оставить комментарий  /

Комментарии  /  0